Развитие без границ
20.11.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
194

3 типа детей, у которых нет друзей

Некоторые дети с малых лет проявляют невероятное дружелюбие: к ним тянутся другие малыши в песочнице, с ними хотят дружить в садике, и они в итоге становятся популярными в школе. Другим же трудно показать себя, и они долгое время остаются незаметными для сверстников, какие бы действия не предпринимали.

Конечно, есть и случаи, когда проблемы в общении возникают из-за, того что детям вообще не интересно со сверстниками. Среди остальных же можно выделить 3 категории детей, которые хотят дружить, но испытывают с этим трудности.

девочка одна на качелях

Те, кому трудно заводить друзей или сохранять дружбу из-за отсутствия навыков общения

Обычно именно детский сад выступает «тестовой средой» для развития и проверки социальных навыков. Пробуя и «набивая шишки», дети на своём примере понимают, какая стратегия их поведения работает, а какая нет. Популярности чаще всего добиваются те дети, которые проявляют дружеские качества: реагируют на просьбы других детей, хвалят их и охотно уделяют своё внимание. Робких, конфликтных или плаксивых, конечно, не очень любят.

Вот пример мальчика Мити. Придя в детский сад, он стеснялся начинать разговор первым, держался особняком и потому не вызывал никакого интереса у сверстников. Более активные дети собирались в группы по интересам и уже больше не хотели туда никого принимать. Для малышей это свойственно.

Митя играл в сам по себе, иногда напевая вслух любимые песни, но ему очень хотелось с кем-то подружиться. Чуть позже он пробовал присоединиться к игре ребят, но получал отказы: «Ты нам не нужен здесь, уходи». Дети игнорировали и его робкие попытки заговорить. А когда Митя попытался найти компанию в лице воспитательницы, та предложила ему поиграть с кем-то из деток. Но, понимая, что ему откажут, Митя просто продолжил своё занятие в одиночестве.

Эта история демонстрирует, насколько важно малышам овладевать социальными навыками – и чем раньше, тем лучше. А именно: не только уметь проявить инициативу, быть смелее и настойчивее, не сдаваться после первого отказа, но и проявлять такт и находчивость, быть дружелюбнее к другим, уметь постоять за себя в конфликте и поддерживать товарищей. Развивая чуткость, дети учатся взаимодействию, направленному на сохранение дружбы и разрешение конфликтов. Например, когда шутка между двумя друзьями затянулась и стала обидной одному из малышей, другой замечает это и извиняется или шутит в ответ и над собой.

четверо друзей складывают руки

Чтобы ребенка приняли сверстники, он сам тоже должен быть готов принимать. Однако важно не перестараться: слишком бурное проявление дружелюбия может возыметь обратный эффект. То есть решение проблемы одиночества – не оставлять попыток общаться. В некоторых случаях, ребенку могут помочь родители, познакомив его с детьми друзей. Учителя могут постараться свести двух таких «одиночек». Еще больше шансов развитию социальных навыков могут дать разные кружки и занятия в детских центрах. Ведь в новом коллективе дети имеют возможность заявить о себе по-другому.

Взрослым необходимо растолковать малышам, что такое дружба, как себя ведут друзья и продемонстрировать соответствующие навыки. Однако не стоит публично поправлять детей, которые совершают ошибки в общении. Как и нельзя навязывать одни и те же нормы всем – нужно уважать различия между детьми и их темперамент. Пока некоторые дети остаются изолированными вынужденно, другие, несмотря на умение общаться и заводить друзей, всё же могут предпочесть одиночество. В конечном итоге, качество контактов важнее их количества.

Те, кто потерял друзей из-за переезда или перехода в новую школу

Влиянию этой причины на одиночество детей уделяется не так много внимания. Статистика неоднозначна: для одних переезд – это шанс завести новые знакомства и подружиться с кем-то, даже если прежде были трудности в общении. Другим детям невыносима разлука с товарищами и потеря поддержки в их лице, и это накладывает отпечаток на всю их жизнь.

Например, ребенок военного: из-за частой смены окружения он начал избегать дружеских контактов. Его семья или сама часто переезжала по долгу службы отца, или уезжать приходилось едва приобретенным его друзьям из семей таких же военных. Из-за повторяющейся боли от утраты прежде общительный малыш во взрослом возрасте выбрал модель поведения одиночки.

Потеря друзей из-за обстоятельств – переезда или смены места учебы – может вызывать у детей гнев, раздражительность, депрессию. А необходимость соответствовать новому обществу, в котором все ведут себя так, словно знают друг друга очень давно, только добавляет дискомфорта. Приходить в новый коллектив бывает трудно не только малышам, но и подросткам, и даже взрослым. Поэтому самым важным в таком случае остаются крепкие отношения внутри семьи и поддержка родных.

ребенок с куклой на подоконнике

Те, кто сам решил прервать дружбу

Разрывать контакт с друзьями свойственно скорее подросткам. И это естественная и закономерная потребность взрослеющего организма: меняясь физически и психически, ребенок приобретает и потребности в общении иного склада. Чаще всего дружба заканчивается именно в результате отдаления друзей из-за смены интересов и ценностей, увеличения разрыва в уровне развития. Например, одной девочке-подростку уже нравятся мальчики и интересны более взрослые и глубокие темы, а другая всё еще играет в куклы. Такая дружба, скорее всего, сойдет на нет, ведь подобное общение больше не приносит пользы и удовлетворения ни одной из них.

Конечно, дети тяжело переживают разрыв, особенно жертвы такой инициативы – то есть те, с кем перестали общаться. Но и для инициатора принятие такого решения, если это подросток, который научился уже считаться с чувствами другого, – тоже большой шаг. Действительно, в большинстве случаев продолжить приятельское общение, но поумерить дружеские чувства, – стало бы лучшим решением. Однако это возможно, только если ни один из друзей не ощутит ущерба для себя. А, ввиду пока еще неустойчивой психики, это почти невозможно для детей и скорее свойственно взрослым.

трое подруг сидят в обнимку